Куда уходит душа кошки после смерти – попадают ли животные в рай?
Попадут ли животные в вечность?
священник Константин Пархоменко
…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?
Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.
Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?
Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.
Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).
В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.
И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( Ис. 11 гл.).
И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…
Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17, 20-21 ). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов. Законов Царствия Божия…
Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.
Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».
Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».
Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…
Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию.
Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8, 19-23 ).
Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».
А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».
О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»
Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.
Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.
Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…
Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. “А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти”» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой “мировой собаки”».
Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.
Есть ли душа у животных по Библии
Люди, у которых есть домашние животные, неоднократно сталкивались с тем, что их питомцы, будь то кошки или собаки, в силу определенных ситуаций тоже способны выражать свои чувства. А раз есть чувства, то и на вопрос есть ли у животных душа можно ответить положительно?
Да, многие сейчас скажут, что это инстинкт. Придя домой, вы, возможно, застаете, голодного питомца. И он радостно побежит за пакетами с едой на кухню вовсе не потому, что рад видеть хозяина, а от предчувствия лакомства. А как же быть с их слезами? Давайте разбираться.
Что говорит Библия
В православном мире считается, что душа у животных конечно есть. Ведь, если начать читать Библию, а именно книгу Бытия, то практически в самом ее начале идет повествование о сотворении мира. Первыми появились рыбы и птицы. А затем земля произвела души животных.
Но душа животного отличается от души человека. Человеческая душа вечна. Он получил ее от Бога. А душа животного находится у него в крови, и поэтому живет и умирает, то есть разрушается вместе с ним.
Христиане поминают усопшего на 9-й и 40-й день смерти. Это делается для того, чтобы попросить у Бога лучшей вечной жизни для умершего. Для животных таких ритуалов нет. Это еще раз говорит о том, что православная церковь отвергает вечную жизнь души животных.
Есть люди, которые оберегают и заботятся о братьях наших меньших. Порой они признаются, что любят своих питомцев даже больше, чем людей. Церковь считает это грехом, так как человек изначально по Библии наделен любовью с лихвой. И эта любовь должна быть всецело направлена на его семью и окружение.
Но в условиях современного мира человек с активной жизненной позицией стал реже обзаводиться семьей. Порой самым близким другом является домашний питомец, который ждет его дома и любит. У одного это кошка, а у другого собака. Поскольку век домашних животных очень короток, многих интересует вопрос, куда деваются их души после смерти.
Хочется отметить тот факт, что кошек с испокон веков в христианстве считают «чистыми» животными. Им позволено находится в доме хозяина, спокойно разгуливать по церкви и даже спать у алтаря. В противовес этому, собаки должны только сторожить дом. Но такое разграничение Библией не подтверждается. Так уж повелось.
Куда попадают кошки после смерти?
Современная наука всячески опровергает существование иного мира. Но в таком случае давайте вернемся к истории Древней Греции. Именно оттуда происходит слово «душа», а точнее ее перевод. На греческом языке оно гласит «психи». Соответственно психика – это душа. И как объяснить тогда сегодняшнюю новомодную профессию зоопсихолога?
В свое время даже Эйнштейн сказал, что чем больше он познает мир, тем больше начинает верить в Бога. И с ним соглашаются многие именитые в науке люди, считая, что душа любого живого существа является некой аурой, энергетикой, обладающей определенной электромагнитной силой.
Поэтому, можно полагать, что душа, в том числе и кошек, воссоединяется с электрическим полем нашей планеты или даже Вселенной. И еще, как быть с тем фактом, что зачастую на иконах святых можно увидеть животных?
Что касается того, куда уходит душа собаки после смерти, опять однозначного ответа нет. Существует старая притча о собаке и его хозяине.
После смерти хозяина собака истосковавшись по нему, умерла от горя. И оба они встретились на небесах у ворот Рая. Но над воротами висела табличка, говорящая о том, что с собаками туда входить нельзя. Хозяин, погладив собаку, пошел с ней дальше и увидел другие ворота. Рядом сидел старец. Он распахнул перед верными друзьями ворота и сказал: — «Добро пожаловать в Рай, а то был Ад».
Так же существует мнение, что если при жизни собака общалась с человеком и жила рядом с ним, она из-за общения с бессмертной душой человека, тоже приобщилась к вечности. И возможно, в другом мире они обязательно встретятся.
То есть, собака, изначально появившаяся на свет с душой (разрушаемой), которая находится у нее в крови, в следствие общения с человеком обогатит свою душу. Таким образом, получится «общая душа», которая соединится с душой человека. Но в случае, если собака жила без хозяина, была бродячей и бездомной, то ее душа присоединится к «общей собачьей душе».
А приходилось ли вам когда-нибудь слышать про ангелов-животных? Существует поверье, что животные, которых вы любили, которые были с вами длительное время, становятся ангелами и оберегают вас.
Собаки и кошки после своей физической смерти настолько связаны с вами невидимым поводком любви, что просто не могут покинуть вас.
Люди способные заглянуть «за черту» утверждают, что с легкостью могут сказать какой домашний питомец был у сидящего перед ним человека. Поскольку их дух присутствует рядом с хозяином. И многие, в самом деле, признаются, что чувствовали присутствие своего давно умершего кота или собаки.
Очень жаль, что животные живут очень мало. Но, несмотря на это, они оставляют в наших сердцах глубокий след и приятные воспоминания о них греют нам душу.
Куда уходят души кошек после смерти
Тема посмертной судьбы душ людей и животных неоднократно поднималась в философии, мифологии и религиях. Многих интересует, куда попадает душа кошки после смерти. Представители разных времен и культур дают на этот вопрос разные ответы.
Душа кошки в античной философии
Философы, величайшие умы Античности, стали основателями многих направлений в современной науке. Они были одними из первых людей, сделавших шаг к познанию человеческой сущности и окружающего ее мира. Среди наиболее выдающихся мыслителей, поднявших в своих учениях тему существования души и ее цель, находятся Платон и Аристотель.
Учение Платона
Платон был основателем одной из наиболее известных древнегреческих школ — Академии. Его ученики совершали открытия и покоряли вершины философии. Понятие души появляется в платоновских трудах неоднократно, но не является основной.
Согласно его учениям, весь одушевленный мир состоит из материи и идеи. Материя является физической оболочкой всего сущего — это то, к чему можно прикоснуться. Идея сущности — это невидимая сила, которая оживляет определенное существо. В его философии эти два понятия существуют раздельно.
Платон пишет о том, что идея или же душа живого существа является частью Вселенной. Когда рождается новая материя, эта часть вдыхает в нее жизнь. После смерти тела душа возвращается к своим истокам.
Согласно платоновским мыслям, кошачьи души также являются бессмертными, а после смерти внешней оболочки они возвращаются во Вселенную и могут оживить тело другого существа.
Учение Аристотеля
Аристотель был одним из наиболее выдающихся учеников Платона. Но в своих работах он не продолжает мысль своего наставника, а противопоставляет собственное учение платоновским идеям. В работах Аристотеля более углубленно раскрыта тема существования души, ее предназначения и посмертной судьбы. Он также подарил миру трактат в трех томах «О душе», где в полной мере раскрыл все свои исследования, теории и т.д.
В этом трактате древнегреческий философ опроверг мысль Платона о том, что материя и ее идея существуют отдельно друг от друга. Но Аристотель утверждал, что материя и форма (так он называет ту силу, которую его учитель определил как идею) — это две части единого целого, а форма живого существа, которой является его душа, появляется вместе с рождением материи.
Он также вывел своеобразную иерархию видов душ:
Согласно учению философа, растительные и животные души погибают вместе со смертью своей материи.
Есть два мнения о посмертной судьбе души кошки. Платон считает, что она вернется во Вселенную, чтобы в будущем вновь оживить какое-то тело и стать живым существом. Аристотель же настаивает, что душа смертна, как и материя.
Мнение мировых религий
В некоторых религиях кошки — это священные животные, а в других о них не упоминается и слова. Но теорию, куда уходит душа кошки после смерти, имеют многие учения.
Ислам
В Коране написано, что каждый праведный человек должен относиться ко всем животным с уважением, в т.ч. к кошкам. К тому же эти создания были любимцами всеми почитаемого пророка Мухаммеда. Он много времени проводил с кошками, играл с ними, кормил с рук, даже пил с ними из одной посуды.
Но несмотря на подобное отношение к кошачьим, в мусульманской культуре не существует рая для животных. В исламе люди зарабатывают свой пропуск в Рай, если ведут жизнь по всем законам Корана, молятся Аллаху и совершают добрые поступки. У людей есть выбор, какую жизнь им вести. А кошки не могут выбирать, следовать ли им божественным законам или нет. Они ведут себя так, как велит их животная природа, поэтому душа кошки растворяется после смерти.
Православная церковь
В Библии образ кошки встречается нечасто и нет определенного мнения по поводу посмертной судьбы кошачьей души. В православной религии принято считать, что души животных и человеческие души состоят из разной материи. Душа человека имеет божественное начало, поэтому после смерти физического тела она попадает либо в Рай, либо в Ад. Это зависит от того, какую жизнь вел человек. Души животных, согласно Библии, погибают вместе со своим телом.
Но есть также и мнение, что кошки — это единственные животные, которым открыт вход во врата Рая после их смерти. Это связано с тем, что во время Всемирного Потопа, кошка спасла Ноев ковчег от гибели и всех живых существ, которые были там. Согласно легенде, она увидела, как мышь пыталась перегрызть один из тросов, и остановила ее. С тех пор в православии к кошкам проявляют особенно уважительное отношение.
Восточные религии
Одним из наиболее распространенных религиозно-философских течений в странах Востока является буддизм. Согласно ему, духовное тело в течение жизни нарабатывает карму, проходит определенные уроки и испытания, в результате чего, достигнув определенного уровня, попадает в Нирвану.
В буддизме обличие кошки — это лишь один из этапов становления души или Сознания на пути к бесконечному блаженству. После смерти в таком обличии душа перерождается на более высоком уровне или возвращается назад, чтобы усвоить уроки, которые не были пройдены.
Среди возможных новых воплощений кошачьей души могут быть:
- простейший микроорганизм;
- камень;
- любое растение от травы до дерева;
- другое животное;
- человек и т.д.
Легенда о кошачьем Рае
Древняя легенда, согласно которой все кошки после смерти улетают в особый Рай, распространена среди владельцев домашних животных. Каждый хозяин желает верить, что его любимый питомец будет счастлив даже в загробной жизни. Есть мнение, что эта легенда происходит из мифологии скандинавских народов.
Согласно этому мифу, кошачья душа, покинув свое тело после смерти, оказывается у Радужного Моста. Стоит ей пересечь этот мост, он оказывается на прекрасной солнечной поляне среди своих собратьев. Это идеальное место для котов — там всегда тепло, много еды и веселья.
Мнение ясновидящих и опыт людей
Среди людей, обладающих различными эзотерическими и экстрасенсорными возможностями, есть и те, кто способен понимать язык животных. Такие ясновидящие делятся с обычными людьми мыслями и чувствами зверей. Некоторые из них утверждают, что кошки не боятся смерти, а относятся к ней, как к переходу души в новое состояние. Они знают, что то место, куда уходит их душа, идеальное. Там их ждет счастливая и беззаботная жизнь.
Коты также хорошо чувствуют, когда наступает период скорого отхода в другой мир. Обычно они немного меняют свое привычное поведение. Если внимательно наблюдать за питомцем, то он подаст сигнал своему хозяину. Незадолго до смерти физического тела они покажут, что готовы отойти в лучший мир, чтобы успеть попрощаться со своим хозяином или хозяевами. Большинство котов уходят из дома перед кончиной.
Ясновидящие говорят, что кошкам, как и всем остальным домашним животным, необходимо, чтобы в тот момент, когда их душа будет покидать смертное тело, хозяин находился рядом. Считают, что в этот момент, если быть готовым слушать и смотреть в глаза своего преданного друга, можно услышать то, о чем он думает в момент перехода.
Есть много историй, в которых люди делятся своим опытом потери кошки. Многие из них говорят, что продолжают чувствовать присутствие питомца даже физически. Одна женщина рассказывала,что чувствовала, как ее любимая кошка, покинувшая этот мир несколько месяцев назад, терлась об ее ногу под столом. Другие говорили, что видели в своих детях повадки и взгляд давно покинувших их питомцев.
Источники:
http://azbyka.ru/parkhomenko/popadut-li-zhivotnye-v-vechnost.html
http://1001molitva.ru/o-pravoslavii/est-li-dusha-u-zhivotnyh.html
http://duhmaga.ru/astral/dusha-koshki.html